Аннотация к рабочей программе воспитателя
МДОУ «Детский сад № 11 «Алёнушка»
Рабочая
программа
–
нормативно-управленческий
документ
Учреждения, характеризующий систему организации образовательной
деятельности педагогов.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий,
образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников
педагоги создают индивидуальные педагогические модели образования в
соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая
программа является обязательной составной частью
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения,
реализующего программы дошкольного образования, разрабатывается
педагогами разновозрастной группы, специалистами на основе примерной
программы .
Цель: создание условий для планирования, организации и управления
педагогическим процессом по приоритетным направлениям детского сада.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов
государственного образовательного стандарта при изучении конкретной
образовательной области;
- определить содержание, объем, порядок изучения образовательной
области с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и
контингента воспитанников.
Функции рабочей программы:
- Нормативная: программа является документом, обязательным для
исполнения;
- Целеполагание: программа определяет цели и задачи реализации
образовательных областей;
- Процессуальная: определяет логическую последовательность
усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы,
методы, условия и средства;
- Аналитическая: выявляет уровни усвоения содержания дошкольного
образования, критерии оценки развития воспитанников.
Содержание рабочей программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по
образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно–эстетическое, физическое.
Педагоги разработали рабочую программу в соответствии с:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
1
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2012 г. «Об
утверждении;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования» (Минюст России 14.11.2013 г.);
- требования Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
- Устав МДОУ «Детский сад № 11 «Алёнушка;
- Образовательная программа ДОУ;
- Нормативные документы ДОУ.
Рабочая программа имеет определенную структуру и состоит из
разделов:
I.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
1.2
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
1.3.
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной
программы
1.4.
Значимые характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
1.5.
Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС ДО
1.6.
1.7.
Планируемые
результаты,
как
ориентиры
освоения
воспитанниками ООП ДО
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II.
Содержательный раздел
2.1.
Учебный план реализации ООП ДО в группе
2.2.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников и социумом
2.3.
2
2.4.
Планирование работы с детьми в группе
2.4.1.
Примерное годовое планирование
2.4.2.
Календарно-тематическое
деятельность)
2.5.
Модель организации совместной деятельности воспитателя с
воспитанниками ДОУ
2.6.
Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса
в группе (климатические, демографические, национальнокультурные и другие)
III.
Организационный раздел
3.1.
Особенности
организации
пространственной среды
3.2.
Распорядок и режим дня, структура НОД (расписание занятий,
двигательный режим, схема закаливания детей)
3.2.
Обеспеченность методическими
обучения и воспитания
планирование
(НОД
и
развивающей
материалами
совместная
предметно-
и
средствами
Согласно
рабочей
программе
воспитателя
планирование
образовательного процесса подразделяется:
– на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации
различных
видов
детской
деятельности
(игровой,
коммуникативной,
элементарной
трудовой,
познавательноисследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятие
художественной литературы и фольклора, конструирование из различных
материалов);
– образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
моментов;
– самостоятельную деятельность детей;
– взаимодействие с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и
зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной
организации, культурных и региональных особенностей, специфики
дошкольной организации, опыта и творческого подхода педагога.
Образовательная деятельность воспитателя построена на комплекснотематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
3
Образовательная деятельность подразделена на темы, которые
охватывают определенный временной промежуток (одна неделя). Темы
помогают
организовать
информацию
оптимальным
образом.
У
дошкольников появляются многочисленные возможности для практики,
экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательной деятельности позволяет
легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать
специфику работы группы.
Такая организация образовательной деятельности помогает обеспечить
достижение положительной динамики развития каждого ребенка на основе
социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений
в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения
дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности:
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности (прежде всего в игре); владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, использует речь для выражения своих чувств, строит речевые
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям;
- может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
4
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет;
- знаком с произведениями детской литературы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т. п.;
- склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.
При составлении примерного комплексно-тематического планирования
содержания организованной деятельности охвачены все взаимодополняющие
образовательные области, установленные ФГОС ДО как «структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и
образования детей».
Рабочая программа рассматривалась на заседании рабочей группы,
принимались на Совете педагогов, утверждены приказом заведующего
МДОУ.
За качеством реализации рабочей
программы осуществляется
системный контроль.
5